Статьи

 

К 2021 году число студентов сократится на 900 тысяч

24.02.2016

Сегодня на бюджетные средства учится меньше студентов, чем в советское время, заявляет доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Татьяна Клячко, призывая доверять больше не мифам, а фактам и статистике.

Как замечает экономист своем большом материале в «ДемоскопWeekly», призывы поступать в средние профессиональные учреждения, а не в высшие, потому что этого хотят работодатели, – в корне неверны. А выпускники вузов в большинстве работают по своей специальности.

Теперь сами факты и цифры. В 1970–1980-х годах в университетах училось 25–30% возрастной когорты, а сегодня во многих странах уже 70–90%. разумеется, характерны колебания в пределах этих цифр в сторону как увеличения, так и снижения за относительно короткое время. Например, в Греции – от 64% в 2006 году до 91% в 2013 году, в Дании – от 67 до 80% за этот же период. А в Великобритании доля получающих высшее образование несколько сократилась – с 64% до 59%. Но достичь цифры ниже 50% в развитых странах пока не стремятся. Доля обучающихся в университетах растет и в развивающихся странах. Например, в Бразилии она выросла за этот же период с 21 до 39%, в Индии – с 12 до 15%, В Китае – с 16 до 26%.

Суммарно численность студентов только Китая и Индии составляет более 50 млн человек. Это намного больше студенческого контингента всех стран Европы, включая и иностранных студентов. И сократить количество студентов искусственно, похоже, особенно не стремятся.

Так почему же у нас идет сокращение вузовской сети? «Самая глубокая причина этого явления в том, что у нас очень резко падает численность студенчества, - комментирует Татьяна Клячко эту ситуацию «НГ», - И эта тенденция будет сохраняться. Если в 2015 году было 5 млн студентов, то к 2021 году их число сократится до 4,1 млн студентов. Сеть сжимается, и идет выпадение самых слабых звеньев, которые раньше были востребованы, а сегодня нет. Но здесь как раз и находится некий подводный камень. Сегодня эти специальности не пользуются спросом, но когда в стране начнется экономический подъем, на них может появиться спрос. Отсюда следует, что надо сохранять те специальности, которые могут способствовать подъему экономики в будущем. Те критерии, которыми руководствуются при отборе кандидатов на вылет сегодня, не всегда эффективны».

Сокращение зоны бесплатного образования поневоле рождает вопрос о том, не станет ли в ближайшем будущем образование и вовсе платным. «В настоящее время в мире существуют две модели высшего образования – полностью платная и полностью бесплатная, – рассказывает Татьяна Клячко «НГ». – Другое дело, что при первой платят разные агенты: семьи, фонды, работодатели и т.д. И даже при полностью платной системе обучения здесь все равно финансово еще участвует и государство. Исключение при первой модели делается, конечно же, для студентов из малообеспеченных семей при их хорошей успеваемости. Другие страны мира практикуют полностью бесплатное обучение для своих граждан и платное – для иностранных студентов (в последние годы и эти страны вводят для своих студентов так называемые регистрационные взносы - примерно 1 тыс. евро в год - считая, что это заставит молодежь более ответственно относиться к своему образованию). Но, поскольку иностранные студенты платят существенно больше, университеты гоняются именно за ними».

По мнению Татьяны Клячко, наша «странная модель» нуждается в более пристальном изучении. При такой модели сохраняется большая нагрузка на государство и не менее большая – на семьи. Хотя сейчас, не мытьем так катаньем, вводятся различные взносы. И они будут только увеличиваться, рассказывает «НГ» Татьяна Клячко. И напоминает, что у нас 2 млн. студентов учатся бесплатно и 3 млн. за плату. По этой причине быстро избавиться от нашей модели при всем желании никак не получится.

Что касается качества образования, то подходы к высшему образованию, считает Татьяна Клячко, тоже очень изменились за последнее время. У американцев, например, качественное высшее образование начинается сегодня уже с уровня магистратуры. На качество высшего образования в России влияет тот факт, что, начиная с 2000 года большая часть российских студентов учится заочно. В настоящее время около 54% студентов учится заочно, очно-заочно и в экстернате. Очно обучается около 46% населения. Таким образом большая часть студенчества учится урывками и время от времени. До качества ли тут? Но миф, что советское образование было лучше сегодняшнего, тоже стоит подвергнуть ревизии, сомневается Татьяна Клячко. Потому что напрашивается один только вопрос: почему при качественном высшем образовании у нас была в целом слабая экономика, как говорят сегодня.

Татьяна Клячко предлагает подумать еще над одним мифом (и призывом), что сегодня стране не нужно столько специалистов с высшим образованием и молодежи лучше получать среднее профессионально-техническое образование, нежели высшее.

«Все эти разговоры, что нашему бизнесу требуются специалисты среднего звена, поэтому необходимо увеличить прием в средние профессиональные учебные заведения, ведутся уже много лет, – отметила Татьяна Клячко в интервью «НГ». – На самом деле, у нас уже несколько лет наблюдается рост приема в организации СПО. И делать здесь что-то искусственно еще не имеет смысла. И призывы, которые раздаются, довольно далеки от реальности. Поскольку работодатели хотят брать на определенные позиции тех выпускников, высокую квалификацию которых на сегодняшний день может обеспечить только высшее образование».

И если России сегодня нужны специалисты со средним профессиональным образованием, то почему заработная плата такого работника выше средней заработной платы человека с начальным высшим образованием всего лишь на 2–4%, зато в 1,6 раза меньше зарплаты человека с высшим образованием?

Еще одна установка, которая явно устарела и перешла в категорию неубедительных мифов, это утверждение, что выпускники не работают по специальности. В 2013 году, согласно сведениям Росстата, по приобретенной специальности работали 95% выпускников медицинских вузов 2010–2012 годов выпусков, 66,5% выпускников педвузов, 85% окончивших по специальности «Авиационная и ракетно-космическая техника», 83,5 – по специальности «Информатика и вычислительная техника» и т.д.

Не сработает больше и то огульное утверждение, что работодатели недовольны качеством подготовки выпускника. Татьяна Клячко приводит данные опросов работодателей. Мнение работодателей различается в зависимости от успешности их собственного бизнеса. Например, на успешных предприятиях оценка базовой подготовленности специалистов-управленцев высока и стремится к 100%. А вот на неуспешных она несколько ниже – около 80%.

Добавить комментарий Имя: 

Комментарий:


Ваш комментарий:


Вопрос:  ''
  
Статьи
Фотоника и бионанотехнологии – профессии будущего, считают в МИФИ

Профессии будущего занимают все больше места в учебных программах лучших российских вузов. Фотоника наноструктур, высокотехнологичные диагностические системы и биомедицинские нанотехнологии – новые направления развития для Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ). Что это такое и почему можно ожидать активного развития этих направлений в России и за ее пределами?

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ